Главная Рассказы туристов Приполярный Урал сегодня и завтра
Приполярный Урал сегодня и завтра
User Rating: / 1
PoorBest 
Истории покорений - Рассказы туристов
Дымок от костра поднимался высоко на сотни метров, и как лента у гимнастки тихо и медленно витая в воздухе,  растягивался по долине реки Народа в сторону высоких горных хребтов Приполярного Урала, теряя свой первоначальный цвет, растворялся  в верхних слоях прохладного горного воздуха Уральских гор.  Брошенный еловый хворост в костер, добавил освещения лагерю. С огня  искры, как тысячи светящихся точек,  стреляя торопливо, поднимались   вверх, в сторону больших звезд,  от чего делаю вывод:  ожидается холод. Еще пять минут рядом с костром помечтаю и…*
Многие в России, и даже в нашем округе не знают, что часть Уральских гор, точнее восточный склон Приполярного Урала, территориально принадлежит ХМАО - ЮГРА. Югра – это не только край бесконечных болот богатыми нефтью и газом. Это край, уникальный по своей природе; один из самых привлекательных туристических районов  России, который  растянулся на сотни километров от юга на север, с горами, разрезанными многочисленными реками, но сегодня не доступный и малопосещаемый из-за отсутствия транспортной   инфраструктуры.
Для многих  Приполярный Урал ассоциируется только с природными ресурсами, золотом и представляется суровым краем. Однако
Неудивительно, что в России есть люди, которым неинтересен теплый песок российских и иностранных курортов. Насмотрелись, насытились. Хочется чего-нибудь нового. Многие мечтают проводить отпуска подальше от толпы и в отсутствии цивилизации, мечтают отдохнуть от назойливого звонка сотового телефона, побывать на природе, в горах, в кругу своих или в одиночестве с матушкой природой наедине, не боясь  комаров, непогоды, снегов и морозов.   
Приполярный Урал, ранее считавшийся суровым краем,  благодаря  развитию технологии  и техники, современной одежде и обуви, средствам связи, сегодня предстает в новом амплуа. Теперь слово "суровый" во многом звучит неактуально, и даже  вдвойне стало притягательней.  В наши дни, появилось множество новых видов экстремального и активного отдыха, а Приполярный Урал стал подходящим местом  для этого, причем в любое время года. Зимой - для экстремалов, не представляющих своей жизни без катания на горных и утилитарных снегоходах, горных лыжах и сноубордах, паропланах; летом - для людей, предпочитающих джипы и квадроциклы, сплавы по горным северным рекам и другие виды водных увлечений.  Также эти места хороши для пеших и лыжных походов,  эко-  и геологических  туров,  для рыбалки и охоты, а в будущем  для домов отдыха и даже, несомненно, для санаториев.
Поселок Саранпауль,  Березовского района – единственный близкий к горам населенный пункт на восточном склоне  с удачным расположением. Он как бы находиться в обнимке  Приполярного Урала.  С вершин гор Приполярного Урала, через Саранпауль, протекают реки Хулга, Народа, Манья,  Щекурья.  В сторону гор построена автомобильная дорога, расстоянием 100км,  по ней можно доехать до  горы Неройка,  и легко добраться до гор Народа, Манарага.    
Сегодня попасть из городов России в Саранпауль, и через него на Приполярный Урал,  сложнее, чем слетать на другой конец света. Это основная проблема для жителей  Саранпауля и желающих побывать в этом краю. Решение транспортных проблем позволит Саранпаулю стать настоящей туристической Меккой этого края с соответствующей индустрией и инфраструктурой. Способствовать этому будет еще тот  фактор, что поселение  заселено малочисленными народами севера ханты, манси и коми-зыряне, чьи представители традиционно занимаются оленеводством, и их уклад жизни  придает дополнительный колорит этому краю.
По плану  властей предусматривается строительство автомобильной и железной дороги параллельно Уральским горам по восточному склону для промышленной разработки Приполярного и Полярного Урала, в целесообразности которого автор этих слов очень глубоко сомневается. С появлением в будущем транспортных дорог, которые пройдут через Саранпауль,  горы Приполярного Урала станут очень доступными. Если это случится, тогда сюда ежедневно для отдыха и в поисках приключений будут приезжать тысячи туристов. И им будет на что посмотреть.
С началом промышленных  разработок встанет вопрос об экологической безопасности уникальной природы. И то, что развитие в этих широтах туристической индустрии станет гарантом экологической безопасности, а сами туристы станут нештатными и неподкупными экологами, это факт. В тандеме две разные индустрии могли бы процветать на благо природы Приполярного Урала и  людей, проживающих в этих краях.
Несомненно, можно сомневаться и спорить о том, что не настолько Приполярный Урал хорош, и в мире есть много более красивых и привлекательных гор. Однако в его пользу много факторов, которые  делают его вне конкуренции. Это в первую очередь место расположения. Приполярный Урал находится в центре России, и территориально принадлежит одному из самых благополучных регионов России, ХМАО – ЮГРА, где минимальные финансовые вложения  возможны. До сих пор не тронута природа, и еще есть животный мир, и рыба в реках. Отдохнуть и подлечится в своей климатической зоне, полезнее чем в другой, это медициной доказанный факт. К счастью не только мы, живущие в холодных климатических условиях России, хотим отдыхать и греться на южных жарких солнечных песках, но также многие люди с южных широт, мечтают иногда охладится в снежных северных просторах. Именно, «суровый климат», многометровый слой снега с октября по июнь,  сегодня его делает привлекательным.  И еще последний и основной фактор  в пользу Приполярного Урала, - он наш.
В последние годы многие позволяли себе финансово, решить трудности по переезду и побывать в этих удивительных наших местах, летом только на авиации, а зимой по зимникам.  Частично, занимаясь сферой туризма, знаю, не каждый  желающий прорывается, через трудности и неудобства и приезжает к нам, но с каждым годом это число  возрастает. Верю: придет время, через много лет, когда многометровый слой снега, и природа Приполярного Урала, станет основополагающим богатством Югорской земли. И эта горная часть края станет гордостью округа и приятным сюрпризом для российского и иностранного туриста.
Есть несколько проблемы и вопросы, которые надо решать сегодня, и научится быть готовым к  завтрашнему дню.

Сохранение природы с живыми представителями животного мира.

Не регулируемый  и бесконтрольный интенсивный поток туристов, охотников и рыбаков будет чреват своими последствиями. На реках быстро истребится и уже близок к исчезновению хариус и таймень, в горох и лесах, лоси и дикие олени. Что будет завтра представить не сложно, тем более  когда на сегодняшний день ситуация по охране животного и рыбного мира в Приполярном Урале заслуживает только не похвальных слов. С одной стороны, человеческое развитие в технике и технологии в последние десятилетия интенсивно ушло вперед, а живность и зверь уступает ему и тупо стоит в своей эволюции. Сейчас человек догоняет зверя на земле  на снегоходах, квадрациклах, машинах, с неба - вертолетами и парапланами, в воде - катерами и лодками, вооружаясь всевозможными крючками, блеснами, китайскими сетями, разнокалиберными ружьями с оптикой и чуть ли не самонаводящими патронами, и т.д. С другой стороны,  неразбериха в органах надзора, сокращение финансирования на сотни тысяч рублей, соответственно, штатов охотинспекторов, рыбнадзоров.  Это в то время, когда только на проектирование известного мегопроекта  « Урал Промышленный – Урал Полярный» расходовали многие миллиарды.  В результате, беспредельное кровяное побоище на веками проложенными тропах и переходах диких северных оленей и лосей, сравним с временам смуты Ивана Грозного. Редким чудом оставшийся в живых зверь не понимает, в чем дело?, почему вдруг люди взбесились?, со всех сторон их истребляют, уничтожают. Многим нам, тем более им, без мозгов зверям ни как не понять, что беспредел связан с тем, что в Российских государственных органах надзора, идет  реорганизация в связи с изменением в законодательстве. Этот вопрос необходимо решать незамедлительно.
Власти на местах не заинтересованы и не предпринимают  никаких шагов для развития туристического направления. В этом их не обвинишь. Как всюду по России, тем более в нашем благополучном округе, без лишних забот  и головной боли бюджет субъекта пополняется не от местных налогов, а дотируется, субсидируется  с округа.   Местное население пока не воспринимает  туристический поток в наши края как инвесторов. До сих пор многие к этому процессу относятся негативно или непонимающе, - «понаехали тут». Классический пример.  Зимой часто, с разных дальних регионов приезжают к нам на подледную рыбалку. Основная ловля на чебака, черную рыбу, которая, в последнее время не понятно от чего заполнила наши водоемы,  занимает места обитания благородной рыбы, уничтожая икринки этих рыб. Тысячи тонн рыбы, которую  местному населению экономически не выгодно ловить для себя и на продажу, приезжие рыбаки ловят эту рыбу с удовольствием, пользуются услугами местных жителей и предпринимателей, покупают продукты, сувениры, товары местного производителя. Многие регионы государства мечтают иметь нечто подобное для привлечение туристов, а когда имеют это, то рекламируют и развивают.  
Уральские горы, тем более Приполярный Урал огромен по своей территории и туристическими возможностями. Необходимо уже сегодня рассказывать о красоте и привлекательности Приполярного Урала,  проводить экспедиции, фестивали и разного рода мероприятия, изучать и собирать материалы,  популяризовать и раскрывать туристический  потенциал этого богатого туристического края.  
Чтобы  получилась и тот и другое, что планировалось и что хотелось в  Приполярном  Урале,  необходимо сегодня создать и провести в окружном и федеральном  масштабе программу «Развитие туризма в Уральских горах»  параллельно «Урал промышленный – Урал Полярный».
Видно не вооруженным взглядом,  с проектом «Урал промышленный – Урал  Полярный»,  есть проблемы,  ее надо искать в истоках рождение идеи проекта. Идея провести жд и автодороги  с промышленного юга к северным полярным уральским месторождениям идет от средних лет развитого социализма, от времена планового хозяйства, соответственно требованиям и желаниям тех лет.  Прошли десятки  лет, и этот проект накатом продвинули на сегодняшний день, при этом не учитывали сегодняшние реалии. В этом вина не инициатора этой идеи, а менеджеров проекта, которые в замкнутом пространстве при разработке не учитывали интересы широкого круга общества. В результате, получилось так, что  проект смотрится сухо, для его продвижение в сегодняшний кризисный день, на его защиту нет никаких аргументов общественного значения.  Сейчас трудно обывателя объяснить необходимость промышленных разработок, когда многие Российские металлургические заводи закрылись амбарным замком на долгие годы.
На любое заверенье властей о сохранение природы, все ровно представляется Урал после пром разработки, рубленые леса, лысые вершины, не излечимые раны на теле природа,  « лунный пейзаж». Проект представляется как способ обогащения кучки российских миллиардеров, и создание тысяч рабочих мест, для обслуживание этой задумки. Разработчики проекта не учли и не предусмотрели  тот важный и на сегодня очень привлекательный и полезный аспект и факт, что при строительстве этой дороги открываются широкие возможности для разнопланового туризма параллельно всему Уральскому хребту. Дороги, которые  пересекут тысячи километров красивых горных массивов и сотни рек и ручьев, откроют уникальные возможности, и помогут исполнить мечту миллионов любителей активного отдыха побывать в этих местах, доехать до любого точки Урала без проблем.  Можно предполагать, сколько инфраструктур бы появилось по всей дороге, для обслуживания потока туристов. Только представим, если известный мегопроект  назвать « Урал Промышленный – Урал Полярный – Урал туристический». Без сомнения, это уже более приятное звучание, другая идеология, экология, сохранение природы, компромисс.  Это новые просторы для  частного мелкого и среднего бизнеса на всем пути жд и автодорог,  и процветание местного коренного населения. Смело с таким названием проект, можно назвать государственным, гарантированным общественными интересами и зашитой, соответственно финансово и моральной поддержкой.
А пока что,  как будто  опасаясь уничтожения своих даров, горы не пускают к себе туристов и промышленников, и в этом им помогает российский финансовый  кризис. Радуясь кризисному  затишью, горы  ждут  своего часа, когда турист, рыбак, охотник, научится культуре поведения,  государство вернется к возложенным на него надзорным и контрольным  обязанностям. Местное население и власти вынуждены будут понять необходимость зарабатывать  на туризме, так как от округа денег не дождаться, потому что мировые цены на нефть и газ упали  ниже минимума.  ……
….   Запах жареных грибов подберезовиков, и свежезаваренного чая  листва  брусника, и молодые корни  шиповника,  с водой реки  Народа, появление на походном столе свежемалосоленого  хариуса,  лука, суета друзей и разлитие по кружкам водочки  заманивают  и отрывают  меня от  моих мыслей.*
*Отрывки из  рассказа Маркосян Усика «Сплав по реке Народа»
 
Copyright © 2017 Урал Приполярный. Экстремальный туризм и активный отдых на Приполярном Урале (Саранпауль), экстремальный и активный туризм, горный туризм, экстремальные экспедиции, туры 2012. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.