Главная Рассказы туристов На краю земли Югорской...(сплав по Щекурье)
На краю земли Югорской...(сплав по Щекурье)
User Rating: / 3
PoorBest
Истории покорений - Рассказы туристов

На краю земли Югорской...

Идея побывать на Приполярном Урале зародилась еще осенью 2008 года. Когда углубились в изучение края поняли, что лучше чем сплав по горной реке в районе Саранпауля для поездки найти невозможно. После долгих раздумий, уговоров начальства и семьи, поиска свободного времени и финансов собралась команда единомышленноков в составе: Сергей  - руководитель группы, Владислав - завхоз-завснар, Александр - Фотограф-летописец, и  еще один Сергей - санитар-костровой (сначала обожжет, потом полечит).

В сети наткнулись на сайт «Экстремальный туризм. Урал Приполярный», где получили массу интересной информации и узнали координаты директора ОАО Урал Приполярный Усика Маркосяна. Связались с Усиком, договорились о встрече и заброске на верховье реки Щекурья, а также об аренде катамарана. Благо всевозможного инвентаря, как оказалось у Усика предостаточно. Может обеспечить не одну экспедицию.

IMG_srnp09-0477_resize   IMG_srnp09-0625_resize

Самое сложное при подготовке к поездке оказалось добраться до Саранпауля. Способов попасть туда в летнее время принципиально всего 2 – по воде или по воздуху. По воде долго, да и пассажирская навигация к тому времени была уже закрыта, по воздуху - летает вертолет из Березово 2 раза в неделю, и из Приобья 1 раз. Вот и все варианты. Решили ехать машиной от Ханты-Мансийска до Приобья, а там вертолетом прямо до Саранпауля. Достать билеты на вертолет практически невозможно. Наш главный энтузиаст Сергей пытался решить этот вопрос на всех уровнях. И только его целеустремленность позволила нам попасть на желанный вертолет и в нужное время.

При подготовке к поездке мы допустили несколько ошибок. Первое, продукты лучше закупать уже в Саранпауле, и еще лучше заказать все заранее, что бы по приезду не тратить время на магазины. Второе, крупный багаж (лодки, моторы, квадроциклы) лучше отправить заранее, за неделю или две из Приобья в Саранпауль на барже (ходит раз в неделю). Все это делается для того, что бы не платить космические деньги за багаж при посадке на вертолет. Каждый килограмм вашего груза сверх нормы (норма 20 кг на человека) будет стоить 60 рублей. У нас оказалось перевеса 150 кг., а у параллельной группы «сплавщиков» из Кургана 740 кг. на шестерых. Вот и получается очень кругленькая сумма, которой можно было бы избежать.

IMG_srnp09-0438_resize

Утром из Ханты-Мансийска мы выехали в 5 утра. Дорога до Приобъя отличная долетели за четыре часа, вертолет вылетал в два дня. Машину можно оставить на платной стоянке, рядом с «аэропортом»  (вертолетной площадкой). При покупке билетов на вертолет произошел один незначительный, но очень неприятный инцидент. Кассирша выдала билеты, получила деньги и через некоторое время оказалось, что у нее недостача 10 000 рублей и типа это мы ей денег недоплатили. Начались долгие выяснения обстоятельств. Мы соответственно стояли на своем, что мол сделка была честной деньги-билеты, билеты-деньги. В итоге поняв, что взять с нас за перелет денег еще раз не получится, она отступилась. И потом, уже при посадке в вертолет (она же и стюардесса) на наш вопрос нашлась ли пропажа, ответила что сама якобы не помнит куда их дела и нас ни в чем не винит. Так что будьте бдительными.

IMG_srnp09-0469_resize   IMG_srnp09-0444_resize
 IMG_srnp09-0450_resize  IMG_srnp09-0447_resize

И вот, пролетев 300 километров над бескрайними просторами тайги мы приземляемся на земле приполярного Урала. Спустившись с трапа первое что я отметил, это земля под ногами. Она сильно отличается от привычной нам болотистой почвы окрестностей Ханты-Мансийска, каменистая, твердая, сразу ощущаешь, что рядом горы. Второе - это отсутствие гнуса. Когда готовились к поездке, мы себя настраивали на то, что будут тучи кровососущих насекомых. И каково было наше удивление, когда за весь период нашего путешествия его было не чуть не больше чем в Ханты-Мансийске и то только с семи вечера до девяти. По этому взятое  количество защитных  тюбиков, спреев и т.д. практически не понадобилось. Видно время года удачное.

IMG_srnp09-0471_resize

И так вот мы разгружаемся. Нас встречает Усик. Сразу вводит в курс нашего маршрута и мы трогаемся в путь, не забыв при этом запустить GPS навигаторы на запись трека. Трэкол на котором нас везет в точку высадки Усик достоин отдельного рассказа. Очень удобный и комфортный  вид транспорта, преодолевающий препятствия которые не снились ни ГТТ ни Уралу ни тем более джипам. Просто потому что он плавает. И из-за своей легкости и больших колес проходит любую грязь, не погружаясь в нее по уши. А по поводу мягкости, все очень просто 0,5 атмосфер в шинах позволяет проглатывать любую кочку, камень и т.д. Вообще иногда возникало ощущение, что едешь по обычной трассе, если конечно при  этом не смотреть в окно J.

IMG_srnp09-0459_resize  IMG_srnp09-0455_resize
 IMG_srnp09-0468_resize

К вечеру мы добрались до места. Чем выше мы поднимались в горы, тем сильнее сгущались тучи. Но это нас не пугало. Все были настолько захвачены окружающим миром, что ни какой дождь не мог нас отвлечь. Разбили лагерь прямо у реки. Время было позднее поэтому, отложив все дела по сбору катамарана на утро, мы легли спать.

IMG_srnp09-0472_resize

Ночью я (Александр) проснулся от шороха и фырканья. Лежу в спальнике тихо, прислушиваюсь. Давеча, вечером Усик предупредил, не оставлять продукты открытыми, что бы не привлекать медведей. Нынче лето не очень плодородное и медведи в лесу голодные, а запах продуктов их приманивает. Лежу значит, соображаю, как лучше из палатки выбраться. Палатка напрочь запечатана всевозможными замками и выйти из нее тихо не получиться ни как. А в наших сумках тем временем кто-то во всю шарит. И то, что это не человек я понял сразу, так как не может человек так фыркать и подрыкивать. Прошло уже не менее 15 минут, ну думаю ладно, будь что будет. Только я начал входную молнию расстегивать просыпается Серега. Я всем видом ему показываю тихо мол, боюсь что с про соня он шуметь начнет. Выглядываю из палатки и вижу двух собак копошащихся у нас в провизии. Да уж, что не говори, а у страха глаза велики. Как вспомню, какие картины я себе рисовал пока в палатке лежал смешно становиться.

Утром я проснулся от запаха каши. Вылез из палатки и обомлел. Вокруг красота неимоверная. Мы расположились в низине и нас окружали горы, выступающие из тумана, который поднимался от реки. За горами занимался алый рассвет. Всевозможные оттенки апельсина играли на облаках напоминающих о прошедшем ночью дожде. Даже ради этой минуты стоило ехать сюда.

IMG_srnp09-0483_resize

Ну а у нас «предводитель» Сергей готовил завтрак, и именно его гречневая каша с мясом не дала мне поваляться в «постели» (в спальнике конечно). Завтрак удался на все сто. Проведя весь утренний моцион, мы пошли рыбачить.

IMG_srnp09-0479_resize

Усик облачился в доспехи дайвера и с водным ружьем отправился на охоту. Нам не пришлось ждать и десяти минут, как он вернулся с добычей. Доказав тем самым то, что рыба тут есть - ловить надо уметь. Но Хариус ни как не хотел ловиться  ни на какие приманки. Только через час второй Сергей наконец поймал  первую рыбу на блесну, но очень изощренным способом - за глаз. Нет не на глаз приманку, а случайно зацепил Хариуса за глаз блесной. Как позже выяснилось он вообще большой оригинал по поводу ловли рыбы  то за глаз, то за хвост, то за пузо.

IMG_srnp09-0478_resize  IMG_srnp09-0490_resize

После этого мы оживились и поймали еще пару рыбок весом около 800 гр. Включая рыбу, которую Усик настрелял, улов получился вполне приличным. Причем северный Хариус идет исключительно на червя и местных насекомых. А вся та спиннинговая атрибутика в виде блесен, балансиров, что мы привезли с собой, оказалась бесполезной. Зря только тащили с собой. В магазине меня уверяли, что Хариус идет на эти всевозможные мушки и вертушки –  ничего подобного. Местное население даже не знает о существовании этих прибамбасов, однако ловят в любую погоду и в больших количествах на обычную удочку с поплавком.

IMG_srnp09-0486_resize   IMG_srnp09-0489_resize

К обеду мы собрали катамаран, попрощались с Усиком и отправились в путь. Погода была изумительной. Мы полностью увлеклись поездкой, пороги, повороты. Усик нас предупреждал, что будут мелкие места, где пройдется идти пешком и тащить катамаран на себе, но нам повезло. Река была достаточно полноводной и мы практически не слезали с катамарана. Выбирали для рыбалки исключительно самые красивые места.

IMG_srnp09-0566_resize IMG_srnp09-0508_resize

Через некоторое время мы освоили рыбалку и с катамарана на плаву. Что было тоже небезрезультатно. Вернее когда Сергей достал удочку, и стал рыбачить, мы довольно скептически отнеслись к этому – пошутили, посмеялись. Но когда через 30 минут клюнул Хариус, мы были осрамлены за свое неверие, из-за которого мы и упустили ту рыбу. После этого решили разделиться: пока впереди двое управляли катамараном, двое, сидящих на корме, - рыбачили.

IMG_srnp09-0531_resize

На одном из перекатов в самый разгар преодоления порогов, сопровождаемого криками, резкими поворотами и матом неожиданно клюнуло и у меня. Благо техника была обговорена. Я подвел по воде пойманного Хариуса Сереге, он его оцепил и нашей радости не было предела. Ловить Хариуса на ходу это гораздо интереснее, адреналин тебя просто захлестывает. Кстати там мы пристали к берегу и очень удачно порыбачили. Сергей поймал самого крупного Хариуса за весь наш сплав. Примерно 1,5-1,8 кг.

IMG_srnp09-0572_resize  IMG_srnp09-0547_resize

Что мы только не готовили из этой чудо рыбы. И малосолили, и запекали на углях в фольге с травами и лимоном. Вкус непередаваемый. Немного похож на Нельму, но гораздо нежнее.

IMG_srnp09-0540_resize   IMG_srnp09-0538_resize
 IMG_srnp09-0521_resize

Пойманную рыбу надо сразу готовить, оставлять надолго нельзя. Хариус, рыба очень нежная и при жаркой погоде портится моментально. И даже в виде малосола есть ее надо не позднее 5 часов. Так что о том, чтобы привезти домой хотя бы пару рыбок речи не идет, именно  поэтому Хариуса возможно попробовать только на реке. В ресторанах вам его не подадут. И еще, после того как его достал из воды, отпускать обратно бесполезно - погибнет. И в садке он  живет не долго.

IMG_srnp09-0581_resize  IMG_srnp09-0587_resize

Так мы путешествовали шесть дней. Последние два дня плыли уже по равнине. По мере продвижения в низ окружающая природа меняется. Скалы сменяются холмами. Растительность становиться более привычной. Хариус уже не ловился, его сменил чебак очень голодный и в огромных количествах. Мы за пятнадцать минут наловили 30 штук, себе на уху.

IMG_srnp09-0619_resize  IMG_srnp09-0617_resize

Появилось много дичи. Очень много дичи. Так что удачно можно менять рыбалку на охоту. Один раз в горах мы видели медведицу и двух медвежат. Никакой агрессии к нам она не проявила, хотя мы проплывали в тридцати метрах от нее. Увидев нас она спокойно увела медвежат на скалу и уже оттуда наблюдала за нами. С погодой нам повезло. Весь путь был солнечным. Из шести дней один был совсем дождливым. Но по ночам дожди были раза три. К ним нужно быть готовым.

IMG_srnp09-0665_resize   IMG_srnp09-0666_resize

Когда до Саранпауля оставалось примерно 30 км. Появилась сотовая связь. Правда только родной Utel. Все таки никакие другие операторы не могут соревноваться с Utel-ом в качестве связи на территории округа.

IMG_srnp09-0609_resize

У Сарапауля нас ждал на реке Усик на своем неизменном трэколе. Ох как же мы рады были его видеть J.

IMG_srnp09-0669_resize IMG_srnp09-0680_resize
 IMG_srnp09-0674_resize IMG_srnp09-0673_resize

Салон трэкола, мягкие сиденья и горячий чай приготовленный на газе были уже забытыми признаками  цивилизации. Самое главное – не брать все скопом, а постараться посмаковать и растянуть возвращение благ цивилизации на подольше. Сначала чай, потом баня, электричество, холодильник, радио, потом уже телевизор и …  наконец мягкий диван и любимый фильм на DVD. Все это доставляет огромную радость после возвращения из путешествия. Это еще один плюс к огромной куче плюсов получаемых от такого отдыха.

Ну так вот мы ко всему приходили постепенно. В вечер прибытия Усик нас устроил в хорошую гостиницу и пригласил в свою шикарную баню, которая нам показалась раем. К вечеру во всем поселке выключили электричество. Но это ни чуть не помешало нам провести хорошо вечер. На утро двое из нас отправились на вертолетную площадку, договариваться по поводу билет на вертолет. Улететь оказалось гораздо сложнее, нежели прилететь. Но нас это не расстроило, потому что приключения продолжались.

IMG_srnp09-0702_resize IMG_srnp09-0722_resize
IMG_srnp09-0731_resize  IMG_srnp09-0784_resize

Нам удалось попасть на самоходную баржу, которая шла из Саранпауля в Приобье. Это было великолепное путешествие из протоки Ляпина, минуя малую Сосьву и малую Обь в могучую сибирскую реку Обь. Трюм, который нам выделили, был отличным. Там мы расставили палатки, соорудили стол.  На самоходке была даже кухня.  Вы понимаете, после приготовления пищи на костре, готовить ее на газовой плите доставляет одно удовольствие

IMG_srnp09-0787_resize  IMG_srnp09-0786_resize

Единственный минус –  скорость этого судна. 14 км/ч по течению и 10 км/ч против него.  В общем, еще двое суток (точнее 51 час) и мы, наконец, в Приобье.

IMG_srnp09-0789_resize

Ну а дальше на машину 4 часа и мы уже дома в Хантах.

Вот такое путешествие на Приполярный Урал с нами приключилось.

Авторский коллектив:
Печеный Александр, Попов Владислав,
Сарапульцев Сергей, Зенков Сергей

Copyright © 2017 Урал Приполярный. Экстремальный туризм и активный отдых на Приполярном Урале (Саранпауль), экстремальный и активный туризм, горный туризм, экстремальные экспедиции, туры 2012. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.